«32 часа» – обучающая программа для молодых сотрудников московских библиотек
10 октября – 28 ноября 2018 г.
Осенью 2018 года перед командой Светловки встала задача по созданию горизонтальных связей между молодыми сотрудниками среднего и нижнего звена московской библиотечной сети и их обучению необходимым профессиональным компетенциям. По итогам Светловкой была разработана авторская обучающая программа «32 часа».
Цель программы – объединение молодых специалистов в профессиональное сообщество.
Задачи:
· обучение сотрудников необходимым навыкам и компетенциям для создания и организации событий и проектов;
· ознакомление сотрудников с современными и классическими методами и технологиями, которые повышают продуктивность;
· формирование сообщества молодых специалистов библиотечной сети для обмена профессиональным опытом, улучшения коллективной атмосферы и налаживания полезных связей для дальнейшего взаимодействия.
Как прошел курс?
● Приняли участие 80 участников.
● Продолжительность курса – 32-часа: 2 месяца по 1 разу в неделю (7 занятий+1 итоговая конференция):
-каждая встреча требовала предельной концентрации внимания участников и выброса энергии. Перерыв давал отдых и время на осмысление. Через неделю была обратная связь – что поменялось в работе, какие решения были приняты, что получилось / что нет;
-за 2 месяца можно было отследить трансформацию шаблонов поведения;
-каждую неделю - новый тематический блок (интенсивные курсы обычно посвящены одной теме).
● Курс отвечал актуальным запросам аудитории на адаптацию к библиотечной сфере и развитие навыков, которые помогут в решении профессиональных задач.
● В программе не только тренировали конкретные навыки, разбирали кейсы слушателей, но и решали задачу формирования мышления современного специалиста. Возникла среда, в которой каждый смог получить свои инсайты.
● Недооцененный ресурс, которым обладают молодые библиотекари, – это время. В программе он был рассмотрен как важнейший фактор развития. Это позволило на привычные темы – общение и разрешение конфликтов, планирование работы, создание библиотечных событий, публичные выступления и др. – посмотреть в новом ракурсе.
Программу вел ее автор – к.э.н., доцент, коуч-тренер Зинатулин Алексей Мансурович.
В рамках курса участники освоили базовые принципы целеполагания, планирования, проектирования, организации рабочего времени, коммуникаций в команде и работы с партнерами. Это позволило удовлетворить запрос на обучение навыкам, помогающим в работе. Участники узнали методики для повышения продуктивности и эффективной работы: геймшторминг, визуализация управления проектами, мозговые штурмы, психогимнастика, игровые методы развития системного мышления и др. Форматы работы в рамках курса: индивидуально, в парах-тройках, мини-группах и всем коллективом.
Чем был уникален курс?
● Для программы был разработан фирменный стиль и сувенирная продукция: бейджи, памятки, наклейки, сумки, брелоки и др.
● Для участников была разработана мотивационная система лояльности и вовлеченности в обучение. Основная идея проекта связана со временем – ресурсом, которого не хватает молодым специалистам. Она была визуализирована в форме пластикового циферблата с символическим обозначением каждой темы. На первом занятии участники получили такой циферблат с вставками для наклеек-тем, которые они собирали, посещая каждое занятие. За каждое посещенное занятие и активную работу участники получали баллы. На итоговой конференции баллы менялись на сувенирную продукцию и бизнес-книги от партнерского издательства «Альпина Паблишер».
● Заключительная конференция была проведена в «Библиотеке ремесел» – для смены атмосферы, связанной с учебным процессом, на неформальную обстановку. Слушатели получили сертификаты о прохождении программы и памятные призы, а также посетили экспертные лекции от экс-гендиректора ГАУК «Мосгортур» Василия Овчинникова, главного редактора журнала Seasons Ольги Сергеевой и бизнес-коуча Елены Тамазовой.
Вывод: курс позволил ответить на запрос аудитории в обучении, создать горизонтальные связи между специалистами, объединить молодых сотрудников в единое профессиональное сообщество, а также в дальнейшем вовлекать специалистов в общегородские мероприятия.
Результаты:
● сформировано внутреннее сообщество молодых специалистов;
● участники освоили базовые навыки для организации событий и реализации уникальных проектов;
● затем некоторые участники были вовлечены в организацию и проведение общегородских мероприятий.