Интерактивная инсталляция “Лабиринты нейросетей”

Интерактивная инсталляция “Лабиринты нейросетей”
09.10.2023

Интерактивная инсталляция “Лабиринты нейросетей” на 36-ой Московской международной книжной ярмарке

Инсталляция представляет собой баннер с изображениями литературных героев, сгенерированными нейросетью. Каждое изображение – это портрет известного героя из классического литературного произведения в современном антураже. Нейросеть демонстрирует возможности современных технологий, создавая уникальные визуальные образы на основе описаний литературных героев, дополненные современными атрибутами и обстановкой.

Посетители могли попробовать отгадать какие герои изображены и проверить себя, найдя правильные ответы на мольберте, расположенном рядом.

Как создавалась инсталляция?

Кураторы площадки “Библиотеки Москвы” выбрали 10 самых известных героев произведений классических русских авторов и каждому подобрали цитаты-описания внешности из произведений. Эти цитаты передали художнице Валерии Титовой (ЭйАйЛера), которая при помощи нейросетей создала портреты героев по описаниям, добавив современные атрибуты: одежду, фон, аксессуары. Среди множества получившихся вариантов были отобраны самые удачные и соответствующие описаниям. Они и представлены посетителям площадки “Библиотеки Москвы”.

Какие цитаты использовались для генерации?

Для каждого героя были подобраны цитаты из произведений, описывающие их внешность. Некоторые портреты были дополнены характерными для персонажей занятиями, которые были переосмыслены для современного мира.


Евгений Онегин: А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
“В последнем вкусе туалетом…”
“Как dandy лондонский одет; В свой одежде был педант и то, что мы назвали франт”
“Всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно-ревнив…”

Илья Ильич Обломов: И. А. Гончаров «Обломов»
“...Человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”
“С лица беспечность переходила в позы всего тела…”
“Движения его сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью”

Родион Раскольников: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
“Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен”
“...С прекрасными тёмными глазами
“Брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспалённый”

Анна Каренина: Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
“В выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что‑то особенно ласковое и нежное”
“Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза…”
“...Скорее походила бы на двадцатилетнюю девушку по гибкости движений, свежести и установившемуся на ее лице оживлению”
“...Красивая голова ее с выбившимися черными волосами из‑под высокой шляпы, ее полные плечи, тонкая талия в черной амазонке и вся спокойная грациозная посадка”

Маргарита: М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
“...Она была красива и умна…”
“...Короткие завитые волосы…”
“...Тонкие с остро отточенными ногтями пальцы…”
“...Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови”
"...Женщина, в глазах которой всегда горел какой‑то непонятный огонечек..."

Настасья Филипповна: Ф. М. Достоевский «Идиот»
“...Действительно необыкновенной красоты женщина”
“...Волосы, по видимому, темно русые, были убраны просто, по домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное…”
“Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…”
“Этот взгляд глядел — точно задавал загадку…”
“Это гордое лицо, ужасно гордое…”

Ольга Племянникова: А. П. Чехов «Душечка»
“...Тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая”
“Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку…”
“...Полные здоровые плечи…”

Наталья Ростова: Л. Н. Толстой «Война и мир»
“Она знала и не ошибалась, что она хороша…”
“...Перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее”
“...Бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо..”
“...Очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское…”

Григорий Александрович Печорин: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
“Он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским”
“Лицо хотя бледно, но еще свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит…”
“Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…”
“Его кожа имела какую‑то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб… Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные”
“...Взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый…”

Евгений Базаров: И. С. Тургенев «Отцы и дети»
“...(Лицо) длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…”
“Глаза … сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей”
“...Темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа”

А почему не все похожи?

Представленные портреты персонажей – это совместная работа нейросетей и художника. Все портреты основаны на описании из книг, но мало у каких героев есть точное описание каждой детали внешности. Это дает волю фантазии и позволяет каждому самому для себя решить, как выглядит литературный герой. К тому же все персонажи представлены в современном антураже, современной одежде и с современными атрибутами. Это фантазия о том, как выглядели бы персонажи в наше время, она немного отличается от авторского описания.

Зачем героев классической литературы переносить в современность?

Инсталляция демонстрирует возможности современных технологий (нейросетей), создавая уникальные визуальные образы на основе описаний литературных героев, дополненные современными атрибутами и обстановкой. Инсталляция, подчеркивающая актуальность героев классической литературы и важность чтения, должна помочь по-новому взглянуть на классические произведения и героев, вдохновить на переосмысление классики. 

Предлагаем и вам пофантазировать о том, как выглядели бы ваши любимые герои в современности!


Другие наши проекты