Методические рекомендации по использованию edutainment формата как инструмента привлечения к чтению

Методические рекомендации по использованию edutainment формата как инструмента привлечения к чтению
26.12.2022

Edutainment формат как инструмент привлечения к чтению

Что такое edutainment?

Edutainment = education + entertainment

Edutainment — это формат, совмещающий образовательную составляющую с развлекательной. Данный формат помогает достичь большей вовлеченности в обучение, облегчает восприятие и усвоение информации, делает изучение любого материала более увлекательным и разнообразным. 

Происходит это за счет следующих инструментов:
-            использование интерактивных механик
-            геймификации - использование элементов игры
-            диджитализация - использование современных технологий (например, различные онлайн-активности)
-            добавление элемента творчества
-            добавление в образовательный контент юмора

Edutainment может быть применен как при работе с детьми, так и со взрослой аудиторией и широко используется в различных образовательных процессах - от программ детского сада до профессиональных тренингов.

Зачем edutainment библиотекам?

Главная цель любой библиотеки - активно участвовать в просвещении, творческом и интеллектуальном развитии современного общества, сохранять и развивать культуру чтения среди населения. Однако, следует учитывать специфику современной аудитории библиотек. Современным читателям недостаточно стандартного просветительского контента - он "приелся", кажется слишком скучным, не вовлекает и не способен привлечь и сохранить внимание. В связи с этим необходимы современные и актуальные инструменты вовлечения, которые сочетают образовательный и развлекательный контент - edutainment.

Формат edutainment может помочь привлечь внимание современной аудитории, в особенности молодежи, которая является одним из наиболее широких и значимых сегментов аудитории библиотек, к тем возможностям, которые предоставляют современные библиотеки, а также в целом способствовать развитию интереса к чтению. Используя данный формат библиотеки могут омолодить и привлечь новую аудиторию, сформировать и укрепить лояльное сообщество вокруг библиотеки (про создание сообщества подробнее читайте тут), развить интерес к литературе среди посетителей.

Edutainment - форматы

Существует неограниченное разнообразие edutainment - форматов, которые могут быть использованы в библиотеках. Вдохновением для проектирования нового формата на стыке обучения и развлечения могут служить игры (уличные, настольные, компьютерные и т.д.), технологические достижения (например, технологии VR или AR), культурные явления. Можно придумывать и внедрять собственные образовательно - развлекательные форматы или же применять и модифицировать под свои цели те, которые давно известны.

Перечислим и рассмотрим подробнее наиболее распространенные в библиотеках и других культурных институциях edutainment - форматы:
-          книжный челлендж
-          лабиринт
-          квиз
-          чек-лист
-          тест
-          нелинейная лекция (лекция - "пасьянс")
-          мемори
-          и т.д.


1. Книжные челленджи
Книжный челлендж - распространенный в книжном сообществе игровой формат, в рамках которого участники читают определенное количество книг по заранее сформированному списку тем. Темы, механика, количество прочитанных книг и т.д. при этом могут различаться и зависят от целей конкретной организации. Светловка проводит книжный челлендж ежегодно с 2020 года, и этот проект неизменно привлекает внимание аудитории в социальных сетях, стимулирует подписчиков к чтению и расширению читательского опыта. Подробную инструкцию по созданию книжного челленджа можно найти по ссылке.

2. Книжные лабиринты
Книжный лабиринт - игровой формат рекомендательных списков в виде плакатов с цепочкой вопросов, которые приводят к книге. Книжные лабиринты могут различаться по тематике, формату, дизайну, возрасту целевой аудитории и способам применения и размещения. Это эффективный и вовлекающий инструмент, способный помочь в выборе читателями подходящей под индивидуальные предпочтения книги. В Светловке был разработан и реализован ряд книжных лабиринтов на разную тематику (например, лабиринт с художественной литературой, нон-фикшн книгами, книгами про животных или про космос) и для разной аудитории (несколько лабиринтов для детей различного возраста и для взрослых), которые неизменно становятся любимым развлечением у публики как в стенах библиотеки, так и на внешних площадках, а также интересным форматом сотрудничества с партнерами. Подробную инструкцию по разработке и созданию книжного лабиринта можно найти по ссылке.

3. Квиз
Квиз - увлекательный формат, который дает участникам возможность в игровой форме проверить и улучшить свои знания в самых разнообразных сферах, в том числе в литературе. Это командная игра, проходящая в несколько этапов, цель которой - за ограниченное время дать правильные ответы на тематические вопросы. В данной активности в полной мере можно реализовать просветительские функции библиотеки, заинтересовать участников в дальнейшем расширении и углублении своей эрудиции. В Светловке квизы проводятся регулярно в рамках различных комплексных просветительских мероприятий, а также осуществляются выездные квизы в образовательных учреждениях города. Подробную инструкцию по подготовке и проведению квиза можно найти по ссылке.

4. Чек-лист
Чек-лист - тематическая подборка книг, фильмов или дел (например, культурных мероприятий, которые стоит посетить), красиво оформленная в виде списка, где можно отмечать уже выполненные пункты. Чек-листы могут быть разного размера (рекомендуем не менее 7 и не более 20 пунктов в едином чек-листе) и размещаться как онлайн (в социальных сетях, на сайте в email-рассылке), так и оффлайн (раздаваться на мероприятиях или постоянно, быть частью подарка или приза). Тематика чек-листов ничем не ограничивается, они могут создаваться под отдельные мероприятия, праздники, инфоповоды - например, "10 книг, которые помогут создать новогоднее настроение", "7 книг, которые помогут позаботиться о себе во время стресса". Можно не только составлять чек-листы самостоятельно, но и просить дать рекомендации ваших партнеров, лекторов, блоггеров и даже самих посетителей. Формат чек-листов — это не просто рекомендация. Он эффективно вовлекает в выполнение указанных пунктов, например, прочтение определенного количества книг на тему.

5. Тест
Тест - знакомый каждому формат, который предлагает аудитории возможность проверить свои знания в какой-либо области и улучшить их. Во многом данный формат пересекается с форматом квиза, по сути, квиз представляет собой командный оффлайн-тест. Чаще всего же тесты проходятся в индивидуальном порядке и онлайн. Создать тест можно как на внешних платформах, поделившись потом ссылкой в социальных сетях, на сайте или разместив QR-код, ведущий на тест, в стенах библиотеки, так и при помощи встроенных инструментов социальных сетей. Например, в социальной сети ВКонтакте можно установить приложение "тесты" в сообществе библиотеки или устраивать тесты в "историях". Рекомендуем не только задавать вопросы и давать варианты ответов, но и чуть подробнее углубляться в правильный ответ, чтобы дать возможность участнику теста получить больше информации, вовлечь его в дальнейшее прохождение и заинтересовать в самостоятельном поиске данных по этому поводу.

6. Лекция - пасьянс
Лекция-пасьянс - необычный игровой формат нелинейного рассказа по любой теме. Информация разбита на «карты», которые, как в настоящем пасьянсе, тасуем и раскладываем, по фрагментам раскрывая тему лекции. Слушатели постоянно участвуют в процессе – определяют ход лекции, вытягивая карты, задают вопросы, решают забавные тесты. Таким образом слушатели как бы сами становятся сорассказчиками лекции, что способствует большей вовлеченности, заинтересованности, а также более простому и быстрому усвоению полученной информации. Подробную инструкцию по подготовке и проведению лекции-пасьянса можно найти по ссылке.

7. Мемори
Мемори - игровой формат, развивающий память, внимательность и кругозор. Перед посетителями располагаются двусторонние карточки, на которых с лицевой стороны размещена визуальная или текстовая информация, например, портреты писателей, цитаты, иллюстрации. Каждая карточка повторяется 2 раза, изначально они повернуты "рубашкой" вверх. Задача гостей - открывать ячейки игры и находить парные карточки, запоминая их расположение. Например, по памяти найти среди перевернутых карточек писателя и его цитату. Активность может быть реализована как оффлайн с напечатанными или вырезанными из картона карточками, так и онлайн в специальных сервисах.

8. Интерактивные литературные инсталляции
Интерактивные литературные инсталляции - привлекающие внимание объекты, сочетающие элемент игры и полезную информацию (например, интересные факты о писателях, цитаты из произведений и т.д.). Инсталляции могут быть разными — фотозона, интерактивные объекты, отдельные атрибуты. Главное, чтобы посетители площадки, на которой расположена инсталляция, могли не только смотреть на нее со стороны, но и взаимодействовать с ней. Инсталляции могут быть расположены как в стенах библиотеки, так и на различных фестивалях или сторонних площадках.
Например, можно организовать фотозону, где посетители могли бы сфотографироваться в антураже и с атрибутами литературных произведений. Так, на ММКЯ 2021 года на площадке "Библиотеки Москвы" художник рисовал на прозрачном оргстекле сюжеты из произведений писателей-юбиляров, с которыми могли сфотографироваться посетители Ярмарки.
Другой пример интерактивной литературной инсталляции — кубы-ребусы, которые знакомы всем посетителям Светловки. Кубы-ребусы – вертикальная стойка с тремя уровнями кубов: на верхнем уровне представлены портреты писателей, на среднем уровне приведены тексты из их известных произведений, на нижнем уровне расположены иллюстрации к указанным произведениям. Задача посетителей - правильно соотнести все 3 уровня.

9. Книжные предсказания
Книжные предсказания — еще один edutainment-формат, обеспечивающий высокую вовлеченность аудитории. Такой формат может быть реализован как в оффлайн-формате, так и в виде онлайн-активности в социальных сетях. Предсказание может представлять собой цитату из литературного произведения, название книги, иллюстрацию и т.д. Чтобы получить предсказание, читатель должен вслепую выбрать один из чаще всего заготовленных заранее организаторами вариантов.
Так, на площадке "Библиотеки Москвы" ММКЯ 2022 года была представлена инсталляция "Книжный прогноз" - объект в виде открытой книги, на которой были размещены конверты с цитатами писателей-юбиляров внутри. Посетителям площадки было предложено наугад выбрать конверт и получить предсказание.
У Светловки также есть регулярная рубрика "Книжное предсказание" в социальных сетях: заранее выбирается книга, подписчики в комментариях к публикации пишут номер страницы и строки, а администратор сообщества в ответ на их комментарии публикует расположенные на этих страницах цитаты.

Способы размещения edutainment - активностей

Существуют различные способы использования и размещения edutainment - активностей. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

1. В стенах библиотеки
Мероприятия, созданные в одном из форматов edutainment, могут проводиться на постоянной основе в стенах библиотеки. Так, например, в библиотеке могут регулярно проходить квизы на тему литературы для всей семьи. Это же касается и образовательно - развлекательных объектов, например, напечатанных книжных лабиринтов, которые могут стать неизменно привлекающим внимание и интерес посетителей украшением любой библиотеки.

2. На партнерских оффлайн - площадках
Формат edutainment может быть реализован на сторонних площадках в партнерских организациях и использоваться как инструмент продвижения. Это позволит охватить и заинтересовать большую аудиторию, привлечь внимание новых людей к деятельности библиотеки. Так, сотрудники библиотеки могут еженедельно или ежемесячно выезжать в партнерские школы для проведения литературных квизов среди учеников, а книжные лабиринты могут быть подготовлены специально в подарок или в коллаборации с партнерами - культурными институциями, издательствами, кафе (например, лабиринт с книгами по искусству для художественной галереи) и располагаться на их площадке.

3. Онлайн
Многие форматы edutainment легко адаптируются или даже изначальны созданы для online - формата. Доступно размещение или внедрение инструментов edutainment в социальные сети, на сайте библиотеки или на стороннем сайте партнеров. Наиболее распространены форматы онлайн-тестов, размещение в сети интернет книжных лабиринтов и чек-листов, даже квизы могут проводиться в онлайн - формате.

4. На площадках ярмарок и фестивалей
Объекты и мероприятия в формате edutainment могут стать частью работы площадки библиотеки на литературных фестивалях и ярмарках. Таким образом расположенные в интерактивной зоне площадки edutainment - активности будут не только привлекать внимание посетителей фестиваля или ярмарки к работе площадки, но и формировать у них позитивный образ библиотек как места, где есть место не только для просвещения, но и для развлечения и креативности. Так, Светловка ежегодно размещает различные edutainment - активности в интерактивных зонах курируемой площадки "Библиотеки Москвы" на книжном фестивале "Красная площадь" и ММКЯ. Описанные ранее книжные лабиринты, чек-листы, мемори и другие объекты интерактивной площадки всегда привлекают внимание публики.
 

Скачать PDF-версию методических рекомендации по использованию edutainment формата как инструмента привлечения к чтению.

Перейти к списку